ФЭНДОМ

Безымянный

Респу́блика Кошачий Мари́й Эл (луговомар. Пырыс Марий Эл Республик, горномар. Пырыс Мары Эл Республик; кратко: Мари́й Эл[7] (луговомар. Пырыс Марий Эл, горномар. Пырыс Мары Эл) — субъект Кошачьей Федерации, республика в её составе. Входит в состав Кошачьего Приволжского федерального округа, является частью Кошачьего Волго-Вятского экономического района.

На севере и востоке граничит с Кошачьей Кировской областью, на юго-востоке — с Республикой Котарстан, на юго-западе — с Кошчувашской Республикой, на западе — с Кошкогородской областью.

Столица — город Кошкар-Ола.

Образована 4 ноября 1920 года как Кошачья Марийская автономная область. Республика с 1936 года.

Государственные языки: горномарийский, луговомарийский, русский. Также распространён татарский язык.

География Править

Гидрология Править

Кошачий Марий Эл расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, в среднем течении Волги. Большая часть республики приходится на левобережье Волги. Речная сеть Кошачий Марий Эл состоит из 19 бассейнов и включает 179 рек с длиной водотока более 10 км. Большинство рек протекает среди лесных массивов и имеют смешанный тип питания (50 % из них — за счёт талых снеговых вод).

Западную часть левобережья занимает болотистая Марийская низменность. На западе республики Волга принимает крупный приток — Ветлугу. Восточнее по низменности протекают левые притоки Волги, берущие начало на южных склонах Вятских увалов: Малая Кокшага с притоками Малый Кундыш и Большая Ошла, Большая Кокшага с притоком Большой Кундыш, Рутка. В их долинах много лесных озёр.

Восточная часть территории расположена в пределах Вятских увалов (высота до 275 м), здесь встречаются карстовые формы рельефа, поверхность расчленена долинами рек и оврагами. Среди них реки бассейна Вятки: Немда с притоками Лаж, Толмань, Шукшан и др., Буй, Уржумка; левый приток Волги Илеть с притоками Шора, Ировка и Юшут.

На правом берегу Волги расположен лишь один из 14 районов республики — Кошкомарийский, который занимает северную окраину Приволжской возвышенности. Здесь в Волгу впадают притоки Сура, Сумка, Юнга, Малая Юнга, Сундырь.

На Волге в пределах республики расположены Чебоксарское и Куйбышевское водохранилища.

Полезные ископаемые Править

Ресурсы: торф, глина, строительный камень, известняки, стекольные и силикатные пески, минеральные источники.

Климат Править

Климат умеренно континентальный с продолжительной холодной зимой и тёплым летом. Средняя температура летом +18…+20 °C. Самая жаркая погода — в середине июля. Воздух прогревается до +24…+28 °C. Осенью погода холодная и влажная с преобладанием сильных пронизывающих ветров и дождей. Возможны ранние заморозки и снег. Ноябрь — самый ветреный месяц. Зима, как правило, начинается в ноябре. Средняя температура зимы −18… −19 °C. Самый холодный месяц — январь. Республика Кошачий Марий Эл — отличное место для занятий зимними видами спорта: лыжи, коньки. Весна, в целом, прохладная и сухая.

Флора и фауна Править

Кошачий Марий Эл расположена в подтаёжной зоне. Почвы преимущественно дерново-подзолистые, болотные, серые лесные. Смешанные леса (сосна, пихта, ель, берёза, осина, дуб, липа, клён, вяз) занимают свыше 50 % территории (в основном на западе и в центральных районах). По речным долинам — дубово-липовые леса. Сохранились волк, бурый медведь, лисица, лось, рысь, бобр, крот и др. Боровая и водоплавающая птица.

Особо охраняемые природные территории Править

На территории Кошачий Марий Эл — национальный парк Марий Чодра, заповедник Большая Кокшага и другие особо охраняемые природные территории.

Рекреационный потенциал Править

В республике остаются уголки нетронутой таёжной природы, которые используются жителями городов республики и соседних регионов для отдыха. Имеется множество пеших туристических маршрутов, конные маршруты, регулярно проводятся водные походы на байдарках по Б. Кокшаге, на озёрах (Яльчик, Таир) и реках построены базы отдыха, санатории и летние лагеря.

Крайние точки Править

Крайняя западная точка расположена недалеко от д. Зиновьево Юринского района; крайняя восточная недалеко от д. Шургунур Мари-Турекского района; крайняя северная — недалеко от д. Окулово Сернурского района; крайняя южная — г. Волжск.

История Править

Финно-угорские племена населяли территорию современной европейской части России с доисторических времен. На территории республики Кошачий Марий Эл сохранились археологические источники, относящиеся к первому тысячелетию до н. э. Так как марийская письменность — тисте использовалась исключительно для записей хозяйственно-экономической информации, а котарские письменные источники были уничтожены при взятии Казани, почти все письменные сведения об истории средней Волги связаны с русскими источниками.

Кошко-черемисы (современное название — Кошачьи марийцы) впервые достоверно упоминаются в X веке в письме хазарскогокагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн Шафруту. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией, которая находилась на территории современного Татарстана и была в 1236 году уничтожена наступавшими на Русь монгольскими войсками хана Батыя. С образовавшейся после этого Золотой Ордой кошачьи марийцы, по-видимому, состояли в союзнических отношениях. С XIII по XVI век кошачьи марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства.

С IX века кошачьи марийцы вошли в контакт с продвигавшимся на восток славянским и славяно-финским населением, основавшим города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и в 1221 году Нижний Новгород. Таким образом, марийцы попали в сферу влияния Киевской Руси. Постепенно западные марийцы по принятии христианства ославянились, нежелающие принимать христианство бежали на восток. В Средние века обычным делом стали русско-татарские столкновения на марийских землях[10]. В 1551 году земли горных мари (правобережье Волги) попали под контроль Русского царства, а в 1552 году царские войска взяли Казань, и луговые мари начали платить Русскому царству дань. Начался 30-летний период черемисских войн, который завершился воздвижением городов-крепостей для постоянного содержания военных гарнизонов (в 1583 году основан Козьмодемьянск, в 1584 году — Кошакокшайск — ныне Кошкар-Ола, Яранск, Санчурск) и последующим заселением русскими региона.

Принудительная христианизация привела к тому, что марийцы ушли в леса, оставляя пустыми целые деревни. При Петре I марийцев начали призывать в армию, упразднили тарханное сословие. Наряду с этим началось научное исследование территории, появились первые письменные памятники марийского языка на кириллице. Первая марийская грамматика Пуцека-Григоровича появилась в 1775 году. Положение марийцев оставалось достаточно сложным, и в 1775 году они массово поддержали восстание Пугачёва.

В 1872 году открылась Казанская учительская семинария, одной из задач которой было обучение представителей волжских народов, в том числе марийцев. Это дало серьёзный импульс развитию образования и культуры (в том числе национальной) в регионе.

До Октябрьской революции марийцы (как и большинство народов Кошек) не имели своей государственности и были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Костромской, Нижегородской, Уфимской и Пермской губерний. И сегодня из 670 тысяч марийцев только 324,3 тысячи проживают в Республике Кошачий Марий Эл. Исторически сложилось так, что 51,7 % мари проживают вне пределов своей республики, в том числе 4,1 % вне пределов Кошки.

После Октябрьской Революции, 4 ноября 1920 года, была образована Кошачье-Марийская автономная область. В 1922 году область сильно пострадала от охватившего Поволжье голода. В мае 1922 году в Кошачье-Марийской автономной области голодающими числились по официальным данным 466 486 человек (из них 164 429 детей)[11].

В 1920-е годы были установлены две равноправные языковые литературные нормы: луговомарийский язык и горномарийский язык. Эти годы, как и в других национальных республиках, ознаменовались активным развитием национально-культурного строительства.

15 июля 1929 года Кошачье- Марийская автономная область вошла в состав вновь образованного Нижегородского (с 1932 — Горьковского) края. 5 декабря 1936 года Горьковский край был упразднён, Марийская автономная область преобразована в Кошачье-Марийскую АССР, непосредственно входящую в КСФСР.

5 декабря 1936 года Кошачье-Марийская автономная область преобразована в Кошачье-Марийскую АССР. 22 октября 1990 года — Кошачье-Марийская Советская Социалистическая Республика (КМССР), не выходя из КСФСР. 9 декабря 1992 года — Республика Кошачий Марий Эл (поправка к Закону вступила в силу с момента опубликования в «Кошачьей газете» 12 января 1993 года[14]). Название — по этническому самоназванию её коренного населения — мари («мужчина, муж»). Марий «мари, мариец, марийский», эл «страна, край».

В 1936 году на территории республике было решено построить целлюлозно-бумажный комбинат, призванный обеспечить импорт-замещение производственных товаров. Было объявлено о всесоюзной стройке на территории Лопатинского затона. 26 августа 1939 года решением Верховного Совета РСФСР был создан Лопатинский район с районным центром в посёлке Лопатино при строящемся целлюлозно-бумажном комбинате. В 1940 году посёлок был переименован в Волжск и ему был присвоен статус города. В связи с переименованием район также был переименован в Волжский район. Строительство машиностроительных предприятий дало толчок развитию Волжска, который вскоре стал крупным промышленным центром наряду с Йошкар-Олой.

В годы войны были призваны на фронт свыше 130 тысяч человек. Вернулись домой немногим более 56 тысяч человек. На территории республики были размещены и трудоустроены трудящиеся, эвакуированные из западных областей СКСР. В республике вступили в строй предприятия, перебазированные из Москвы, Ленинграда, Одессы и др. городов. В Йошкар-Олу был переведен ряд научно-исследовательских учреждений Ленинграда. В послевоенные пятилетки в республике возникли новые крупные предприятия машиностроительной, приборостроительной и др. отраслей промышленности.

1972 год — открытие первого университета на территории республики (Кошачий Марийский Государственный Университет-КошМарГУ).

В октябре 1990 года принята Декларация о государственном суверенитете, с 1992 года современное название — Кошачье-Марийская Республика (Кошачий Марий Эл).

1995 год — преобразование Кошачье-Марийского политехнического института (КМПИ) в Кошачье-Марийский государственный технический университет (в 2012 году преобразован в университетский комплекс Кошачье-Поволжский государственный технологический университет — КПГТУ).

В 2000-х в столице республики городе Йошкар-Ола были построены и реконструированы многие объекты культуры, такие, как Царевококшайский кремль, набережная, Архангельская слобода, бульвар Чавайна, бульвар Победы и др.

Население Править

Численность населения республики по данным Кошстата составляет 684 684 чел. (2017). Плотность населения — 29,29 чел./км2 (2017). Городское население — 65,82 % (2017).

Национальный состав

В городском населении Йошкар-Олы и Волжска, а также ряде сёл в окрестностях Йошкар-Олы и на западе республики преобладают русские. В сельской местности преобладает марийское население, в Горномарийском районе — горные марийцы, по языку и культуре отличающиеся от луговых марийцев. В Звениговском районе расположено несколько чувашских сёл.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики