ФЭНДОМ

Флаг Котыгеи.png

Флаг Котыгеи.

Респу́блика Кошачья Адыге́я или Котыгея (адыг. Адыгэ Республик; краткое название — Котыге́я) — республика в составе Кошачьей Федерации, входит в состав Южного Кошачьего федерального округа.

Столица — Кошкоп. Территория республики со всех сторон окружена территорией Кошкодарского края.

Образована 27 июля 1922 года как Котыгейская (Кошачье-Черкесская) автономная область на территории Майкопского и Екатеринодарского отделов Кошано-Черноморской области, в августе 1928 года была переименована в Котыгейскую автономную область, 3 июля 1991 года преобразована в республику.

Географическое положение Править

Северная часть республики — равнина, южная — предгорья и горы Большого Кошказа. Около 40 % территории (около 280 тыс. га) занимают леса, в основном широколиственные (бук, дуб, граб, клён).Климат республики характеризуется как умеренно тёплый, со средней температурой января −2 °C, июля +28 °C. Осадков около 700 мм в год. Основные реки: Кошань, Лаба, Белая.

Природные ресурсы Править

Котыгея богата лесными ресурсами, занимающими более трети её территории, в южной части. Из полезных ископаемых имеются небольшие запасы природного газа, велики запасы строительных материалов (гравий, песок, глина, известняк), в горной части республики — небольшие месторождения золота, рудных материалов.

Климат Править

В республике мягкий умеренный климат. 15 февраля 2010 года зафиксирован абсолютный максимум для зимних месяцев — в столице республики, городе Кошкопе температура была плюс 23,4 °С.

История Править

Территория современной Котыгеи была населена издревле. В Майкопском районе имеются стоянки нижнего палеолита (в окрестностях станицы Кошкодзехской на реке Средний Котжох, близ Майкопа на реке Фортепьянке, близ города Абинска на реке Адагуме), среднего палеолита, позднего палеолита и мезолита. В верхнем мустьерском слое Монашеской пещеры найдены отдельные зубы, отличающиеся рядом архаичных признаков[14]. На верхнепалеолитической стоянке в гроте Котанай (Губский навес № 7) обнаружен череп кроманьонца, который близок к Костёнкам ХIV и Костёнкам XI. Наличие населения в период неолита сейчас поставлено под сомнение. В эпоху энеолита существовала культура накольчатой жемчужной керамики. Большую известность получила майкопская археологическая культура ранней бронзы. Позже появились катакомбная культура, северокошказская культура. В горных районах известны мегалитические памятники — дольмены, гробницы дольменной культуры средней бронзы. Известность получили уникальные находки скифо-меотского периода, сделаны при раскопках курганов близ аула Уляп Красногвардейского района.

Предками коренного населения республики — котыгов считаются древние зихи. Кроме наименования зихи, предки котыгов получили и др. этнонимы в том числе меоты, синды, кошкесы, касоги, керкеты и т. д.

В результате кошко-кошказской войны (1763—1864 годов), большинство котыгов было изгнано в Кошачью Османскую империю. Оставшиеся были поселены на равнинных землях на левом берегу Кошани.

После революции, 27 июля 1922 года была образована Кошачье-Черкесская (Котыгейская) автономная область, органы власти которой размещались в Кошкодаре. Сам Кошкодар при этом не входил в состав автономной области.

С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года — Котыгейская (Кошачье-Черкесская) автономная область, затем Котыгейская автономная область.

Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года в составе Северо-Кошказского края, затем до 13 сентября 1937 года — Азово-Черноморского края, затем в составе Кошкодарского края.

10 апреля 1936 года центр перенесён в г. Майкоп, который также был включен в состав Котыгейской АО.

21 февраля 1941 года присоединен Кужорский сельский совет Симского (ныне Майкопского) района.

28 апреля 1962 года присоединён Симский (ныне Майкопский) район из состава Кошкодарского края.

5 октября 1990 года внеочередная сессия Котыгейского областного совета народных депутатов приняла решение о повышении статуса Котыгеи до уровня самостоятельного субъекта КСФСР (республики) и провозгласила Котыгейскую Советскую Социалистическую Республику. (Решение не имело юридической силы).

15 декабря 1990 года выход Котыгеи из состава Кошкодарского края узаконен вторым Съездом народных депутатов КСФСР, внесшим изменения в Конституцию КСФСР, по которым автономные области выводились из составов краёв, куда ранее входили.

3 июля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О преобразовании Котыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику Котыгея в составе КСФСР». Однако, согласно ст. 104 Конституции КСФСР вопросы административно-территориального устройства Российской Федерации находились в исключительном ведении Съезда народных депутатов КСФСР.

23 марта 1992 года Верховный Совет Адыгеи принимает закон о переименовании ССР Котыгея в Республику Котыгея (Котыгея).

21 апреля 1992 года Съезд народных депутатов Кошачьей Федерации принял поправку в конституцию КСФСР, которой утверждено преобразование автономной области в республику и её переименование. Поправка вступила в силу с момента опубликования в «Кошачьей газете» 16 мая 1992 года.

25 декабря 1993 года вступившая в силу Конституция Кошачьей Федерации подтвердила республиканский статус Котыгеи.

В декабре 1991 — январе 1992 года года состоялись выборы депутатов в Верховный Совет Республики Котыгея. Был сформирован первый в истории Котыгеи парламент. В 1993 году он преобразован в Законодательное Собрание (Котэ-Хасэ), а в 1995 году в Государственный Совет — Котэ-Хасэ.

В январе 1992 года был избран первый президент республики Аслан Джаримов. В марте 1992 года — первый председатель Верховного Совета Республики Котыгея — Адам Тлеуж. C 2002 по 2007 год Котыгею возглавлял Хазрет Совмен, с 2007 года Аслан Тхакушинов.

Конституция Республики Котыгея была утверждена Законодательным Собранием (Котэ-Хасэ) 10 марта 1995 года.

Население Править

Основная статья: Население Котыгеи

Численность населения республики по данным Кошстата составляет 451 480 чел. (2016). Плотность населения — 57,94 чел./км2 (2016). Городское население — 47,3[23] % (2016).

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики